Информационные факторы, действующие на рождаемость - Церковь.

Международная статистика обнаруживает слабую положительную связь между суммарным коэффициентом рождаемости и долей верующих в народе (коэффициент корреляции 0,07). При сравнениях внутри государств - связь теснее и четкие различия существуют даже между различными ветвями христианства, в частности, между католиками и протестантами.

Религия в высокой степени передается от поколения к поколению.

Религиозность в значительной степени определяет частоту разводов. (Engelhardt at al., 2002).

Религия играет существенную роль в передаче норм рождаемости. Православие призывает к альтруизму, но не к максимизации деторождения. Достаточно большое число детей в православных семьях - результат высокой нравственности. Мы наблюдали большие семьи (обычно 5 и, реже, более детей) в основном у воцерковленных православных и в некоторых христианских сектах. Религиозные девушки обычно вступают в брак, первые роды происходят позже, но с большой вероятностью имеют место вторые и третьи роды (Anderton at all, 1987).

Таблица 4.10

Взгляды на рождение детей.

(Данные ВЦОМ, 1998)

Число детей

Право-славные

Другие религии

Атеисты

Идеальное

2,28

2,26

2,06

Желаемое

2,23

2,27

2,11

Ожидаемое

1,47

1,69

1,26

У родителей, отдавших детей в православную гимназию, было 1,8 ребенка на семью, что заметно больше среднего показателя.

Зинурова (2005) сообщает, что в Поволжье православные женщины желают иметь в среднем 2,14 ребенка, мусульманки – 2,91, атеистки - 1,99.

По данным Синельникова (2005), в настоящее время глубоко верующие христиане имеют 2-х детей на семью, в то время как атеисты - 1,36. Ожидаемое число детей у глубоко верующих 2,29, у всех христиан - 1,85 и 1,73 - у нерелигиозных респондентов. Это результаты небольшой выборки горожан.

Надежная статистика, имеющаяся по другим вероисповеданиям, обнаруживает существенно бoльшее число детей у верующих, чем у атеистов.

Религиозные юноши чаще выбирают в жены религиозных девушек. Например, католики в три раза чаще женятся на католичках, чем следовало бы ожидать при случайной выборке (Winch, 1963).

Последние данные дают похожую картину. В России даже среди верующей молодежи ожидаемое число детей в будущей семье равно всего 2,26, т.е. оно чуть меньше нормы простого воспроизводства населения, хотя и превышает ожидания неверующих (2,05) (Антонов, 2006). С учетом неоправданного оптимизма молодежи оба исследования дают одинаково печальные результаты.

В России число православных растет.

Таблица 4.11

Динамика религиозной ориентации жителей России в 1985-1995 гг. (в % к совокупному населению; по данным социологических опросов, осуществленных в рамках российских (р) или международных (м) исследовательских проектов)

(Волков с соав., 2003)

 

Отношение к религии

1985 (м)

1989 (р)

1991 (р)

1991 (м)

1993 (р)

1995 (р)

Неверующие

75

71

56

53

59

50 (50)

Православные

9

20

34

30

33

37 (42)

Последователи других религий

16

9

10

18

8

13 (8)

(В скобках – результаты альтернативного исследования, выполненного тем же исследователем, чьи данные приведены для 1993 г.).

Социологические исследования, проводимые в России в последние годы, показывают, что религиозное возрождение затронуло в основном внешнюю сторону жизни общества. Так, если на вопрос социологов: “Верите ли вы в Бога?” - положительно отвечают около 50% (из них около 75% считают себя православными), то из числа «православных» верит в Воскресение Христа лишь 38%, в будущую жизнь – 28%, регулярно посещают богослужения и соблюдают предписания церкви - 10-14% (Митрохин, 1995), что составляет 2-3% от числа верующих (Волков с соав., 2003).

При общем росте религиозности наблюдается широкое распространение различных культов. Эти культы весьма различны по своей природе.

Исключительный интерес представляют гуттериты. Это вариант анабаптизма, основанный Я.Гуттером (сожжен в 1556 г.). Гуттериты осуществляют христианский коммунизм – не имеют личной собственности и экономически весьма эффективны. Нам они интересны способностью противостоять информационному давлению. До середины XIX века юноши и девушки сразу после крещения в 20 лет должны были вступать в брак. Старейшины предлагали девушке на выбор двух трех юношей, из которых она выбирала мужа (иногда выбор осуществлял юноша). Ограничение рождаемости ни в какой форме не допускалось. По достижении двух трех лет дети воспитывались в детском саду, приучались к чистоплотности, хорошему поведению, молились. Затем поступали в школу, где изучали Библию,  грамоту,  логику. После середины XIX в. эта система несколько изменилась в сторону предоставления большей свободы в выборе спутника жизни (Дик, 1995). Этот пример противоречит развиваемому в работе представлению о решающей роли семьи в обеспечении оптимальной рождаемости. Общественное воспитание в малых группах гуттеритов обеспечивало передачу традиции.

Что в христианстве внешнее, а что существенное? К Богу приводят разные пути.

Нам хочется верить, что, как в случае наступления атеизма, когда процесс начинался с потери доверия к церкви, а христианские заповеди, как установки, долгое время оставались незыблемыми, так же идет и обратный процесс, т.е. люди сначала понимают, что прелюбодейство, воровство и убийство - грех, и начинают соблюдать заповеди Моисеева закона, а потом уже ищут благодати в Храме или пустыне и начинают любить ближних. Очень важно, что треть современной молодежи, по данным опросов, верят в Бога (Мчедлов, 1998). Можно надеяться, что они прочтут своим детям Евангелие, сходят с ними в храм, и дети вырастут  лучше, чем мы с вами. Воронцова с соав. (1995) пишут, что вера современных русских эклектична, сочетает логически не связанные между собой элементы: веру в науку, в прогресс и некую неопределенную веру в Бога. Православная и католическая Церкви говорят, что вера в технический прогресс и точную науку вполне совместима с верой в Бога и тут нет эклектики.

Для возрождения Православия нужно много поколений. Разрушение всегда требует меньше времени, чем восстановление.

Православная церковь считает брак самоцелью, тайной, союзом двух существ в любви, отражающим союз между Христом и Церковью. Деторождение - естественно и свято, оно является неизбежной частью христианского брака. Дать новую жизнь - привилегия человека, дарованная ему Богом, от которой он не имеет права отказаться. Любая форма аборта признается всеми христианами убийством и всегда осуждается Церковью; воздержание в христианстве не осуждается (Мейендорф, 1995).

Вера дает вечную жизнь, но не дает денег.

Среди верующих счастливых людей несколько больше чем среди атеистов(Argyle, 1992).

Статистика не позволяет говорить о сильном влиянии веры на рождаемость. Может быть это вызвано тем, что категория верующих слишком широкая. Среди «не слишком верующих» мала доля лиц соблюдающих заповеди.



Похожие статьи:

Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации

ekologiyastati.ru@gmail.com