Обратная связь между плотностью популяции и давлением среды - краеугольный камень биологической теории динамики численности.

Бранский и Пожарский (2002) в духе Гегеля предполагают,  что в основе системы ценностей лежит некоторый идеал.

Идеализация любого объекта (к примеру, человека) предполагает «освобождение его от присущих ему противоречий (в смысле столкновения противодействующих факторов)», но реализация идеала «устраняя одни противоречия, неизбежно порождает другие». «Поэтому любая система ценностей содержит в себе некий скрытый порок», после осознания которого происходят попытки его устранения с помощью того же идеала, т.е. сам идеал подвергается различным модификациям. Возникает серия альтернативных версий идеала, противоречия между которыми усиливаются, превращая их совместное существование в борьбу уже самостоятельных идеалов и, соответственно, порожденными ими структурами ценностей.  «Реализация этих новых идеалов ведет к распаду первичной единой системы ценностей на несколько самостоятельных подсистем». Данные процессы нарастающего антагонизма ведут общество к состоянию глубокого кризиса, но они же усиливают потребность в «новом глобальном идеале», позволяющем преодолеть возникший кризис. Его последующая реализация устраняет систему противоречий и выводит общество из кризиса.

Здесь любая связь с плотностью популяции устраняется.

В случае человека связь плотности популяции с размножением действительно замаскирована. Нам приходится высказать об этой связи только некоторые соображения, неподкрепленные фактами. Возможно, при изменении внешней среды в благоприятную сторону, когда женщина становится способной одна вырастить хотя бы одного ребенка, для привлекательных, успешных и эгоистичных мужчин становится выгодным переход к последовательной полигамии. Женская стратегия передачи расходов и забот по воспитанию детей государству также обычно совмещается с полигамией. Выше мы отмечали распространение таких стратегий при социализме. В процветающих обществах других типов богатые не слишком нравственные мужчины, если судить по художественной литературе, имели достаточное количество незаконных детей. Отказ от моногамии снижает коэффициент размножения человека.

В благоприятные периоды с высоким уровнем прибавочного продукта становятся перспективными стратегии, нацеленные на накопления капитала с последующим обменом его на усиленное размножение.

В периоды увеличение экономического и военного могущества, сопровождаемого обычно технологическим прогрессом, создается почва для роста самомнения и атеизма в ущерб религии, что, конечно, также способствует росту эгоизма.

В цивилизованной части человечества происходит непрерывное усиление государства. Оно вмешивается в семейную сферу, силой разрушая хрупкий механизм воспроизводства. Иногда это делается сознательно, чаще - бессознательно[1].

Рост грубого эгоизма приводит к снижению рождаемости и, как следствие, снижению темпов экономического роста, военным и политическим поражениям. Если этнос выживает в трудные времена, государство слабеет, получают преимущество альтруисты и начинается подъем плотности популяции.

  • 1) Если считать среду стационарной, то современная общая теория динамики численности на качественном уровне достаточна для объяснения демографической картины.

Временное снижение рождаемости, в том числе и до уровня не обеспечивающего воспроизводство, можно объяснить увеличением давления на плотную популяцию. Это давление, наряду с обычными для биологии факторами, такими как болезни (вирус иммунодефицита)[2], вызвано информационными процессами (видимо, в некоторой степени связанными с плотностью популяции и величиной коэффициента размножения), разрушает ценностную систему человека и, как следствие, понижает рождаемость.

Прекращение вымирания должно последовать в результате отбора на альтруизм, на высокую рождаемость в семьях. Отбор пойдет по линии смены ценностей и, скорее всего, возврата к системе ценностей, обеспечивающей достаточный уровень альтруизма[3]. В какой форме пойдет этот отбор, сказать трудно. Скорее всего, произойдет изменение этнического состава популяций, а, может быть, человек выработает способность к фильтрации, пропагандирующей грубый эгоизм, информации. Гегель считал, что мировой дух развивается по спирали. Не знаем, так ли это, но пропагандируемые интеллигенцией мнения совершают колебания. Одно и то же надоедает. Проповедь эгоизма сменяется проповедью альтруизма.

  • 2) Предположение о стационарности процесса не имеет под собой оснований. Технология эволюционирует - среда, в которой живет человек, меняется.

Единственной опорой оптимистического взгляда в будущее является то, что человек справлялся с трудностями (вызовами по Тойнби) в прошлом. Глобализация подавляет групповой отбор, который раньше играл заметную роль. Скорость технической эволюции превышает скорость культурной эволюции семьи. В противостоянии между славянской и агрессивной англосаксонской цивилизациями победила последняя. Вполне вероятно, что мы переживаем последний кризис. Конец света в масштабе планеты вполне реальная перспектива. Если Бога нет, то удивительно, что жизнь еще существует в условиях, когда Ельцин или Буш могут ее прекратить одним нажатием пальца. Будем надеяться, что Миром управляет Бог, а не эти ребята. Иначе жить не хочется.

[1] В ХХ веке народ во всем мире разоружен. В современной России милиция лезет в дом, заставляя хранить даже гладкоствольные охотничьи ружья, на которые имеются выданные ею же разрешения, в сейфе под замком и желательно в подвале. Ничего подобного не было даже во времена Сталина. Безоружный муж не нужен жене.

[2] Отметим, что распространение вируса иммунодефицита связано, скорее, с развращенностью, чем с плотностью популяции. С плотностью популяции следует связывать эпизоотии, поражающие сельскохозяйственных животных.

[3] Движение по спирали ближе к тому, что мы наблюдаем, чем движение по кругу или, тем более, монотонный подъем. Шафаревич (1994) писал, что в новое время стала модной идея прогресса, в то время как в древности люди видели регресс. Афоризм «нельзя два раза войти в одну и ту же реку» от частого повторения превратился в аксиому. Любарский (2000) очень убедительно пишет о том, что движение европейской цивилизации заключалось в возврате к древним ценностям и отбрасывании «вчерашних». Ренессанс - возращение к ценностям античности, реформация - возврат к первоначальному христианству. Конрад (1972) полагает, что эпохи возрождения во всех цивилизациях опирались на древние авторитеты, вопреки ближайшим. При этом возвращение происходит на новом технологическом уровне.



Похожие статьи:

Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации

ekologiyastati.ru@gmail.com