Особенности процесса смены ценностей в России. Постнатальный онтогенез нарушен.

Мы исходим из того, что современный спад рождаемости вызван грубым изменением постнатального онтогенеза, изменением системы ценностей и, как следствие, ростом эгоизма. Попробуем разобраться в динамике процесса.

В России в течение нескольких веков велась интенсивная борьба с религией. Начал ее Петр I c Прокоповичем, а возможно и патриарх Никон.

После революции 1917 г. была полностью разрушена культура образования брачных пар. Институты балов, свах[1], религиозных праздников исчезли.

Была расширена пенсионная система. Принудительные вычеты из доходов родителей, с возращением части их старикам, влияют на онтогенез косвенно, но достаточно разрушительно. Это своего рода премия за бездетность.

В ХХ в. стали модными роды вне дома, и в результате взаимодействие между родителями и ребенком в первые часы и дни изменилось. Опыты показали, что при этом необратимо нарушаются отношение родителей к ребенку и отношения между родителями.

Антонов и Медков правильно пишут, что в современной малодетной семье не формируется нормальный набор социальных ролей. Полный набор имеет 12 возможных ролей: 2-е роли супружеские - муж, жена; 2-е роли родительские - отец, мать; 4-е роли родственно-родительские - сыновья, дочери, сын, дочь; 4-е роли семейно-родственные - братья, сестры, брат, сестра.

Считается, что ценностная система закладывается до 12-13 лет. Дети полагаются на авторитет родителей и не пытаются сознательно упорядочить накопленную информацию. Сейчас, в ХХ-XXI вв., дети с семи лет, а многие и раньше, начинают получать разнородную информацию[2]. Если обучение математике, грамоте и иностранным языкам представляется безобидным и не затрагивает ценностной системы, то в отношении других составляющих потока информации, этого сказать никак нельзя.  В течение тысячи лет дети в этом возрасте получали внутренне непротиворечивую, наполненную смыслом картину мира и это обеспечивало их жизнеспособность[3]. Хорошо бы было, если бы школа и особенно средства массовой информации проявляли бы больше такта и заботились о том, чтобы не вызывать у детей когнитивный диссонанс.

В возрасте старше 12–13 лет дети, согласно Пиаже (1969), приобретают способность к абстрактному мышлению и начинают сознательно манипулировать с накопленной и вновь поступающей информацией. В спокойные времена эта операция происходит без перестроек ценностной системы, но при появлении новых идей или при технических усовершенствованиях в области передачи информации, перестройки происходят. Как и в случае ДНК обычно новаторство ни к чему хорошему не приводит. С биологической точки зрения период между 13 и 17 годами, предшествующий пуберату (достижению половой зрелости), нормально представлял собой переход к самостоятельной жизни. Если помнить об этом, то многое становится понятным. Нарушения нормального хода онтогенеза заключаются в том, что физиологические изменения не только осознаются, но еще и происходят под воздействием внешней информации (половое воспитание, порнография и т.п.). Переход к взрослости искусственно задерживается[4]. Юноши и девушки, у которых сильно расширились мыслительные возможности, способные родить детей, самостоятельно добывать средства к жизни и защищаться и защищать детей от различных опасностей, продолжают зависеть от родителей и накапливать знания, т. е. будучи фактически взрослыми, вынуждены вести себя, как беспомощные дети. Здесь, с биологической точки зрения, корень различных ненормальностей в поведении молодежи (от разврата до терроризма). Некоторое значение имеет и рыночная экономика, удовлетворяющая любой спрос, в том числе на противозачаточные пилюли, наркотики и пластид.

Убеждения, часто определяющие всю последующую жизнь, формируются легкомысленно и обычно в юности в малых группах. Приведем некоторые факты.

Обычно новичок быстро принимает мнения группы, и только единицы способны к сопротивлению. Принимаются, как правило, именно мировоззрения группы, а не лидера. Мнения монолитных групп (без лидера) обычно простые, но обладающие мощным воздействием. Новичок принимает мнения группы тем охотнее, чем он слабее, чем больше нуждается в собственном принятии группой. Средняя степень принятия делает новичка особенно восприимчивым (Lane, Sears; 1990).

Девочки из консервативных богатых семей в колледже с преобладанием либеральных настроений быстро отказывались от семейной традиции, выходили замуж за нетипично либеральных для своего класса мужей свободных профессий и сохраняли приобретенные убеждения в течение жизни (Newcomb, 1947).

Б.Н. Чичерин – теоретик права, историк, философ, либеральный деятель сменил веру на скептицизм в юношеском возрасте. В 51 год писал - «Бог есть начало, середина и конец истории» (Белевцева, 2001).

Соловьев, стрелявший в Александра II, говорил: «Еще, будучи в гимназии, я отказался от веры в святых».

Керенский (1993) пишет, что где-то в середине курса на юридическом факультете он пришел к выводу, что в бедах страны повинна верховная власть. Характерно следующее его высказывание: ”Я сам искал и находил профессоров, которые подтверждали правильность моих собственных интуитивных взглядов на окружающий мир”. Ленин сорвал с себя крест в 16 лет (Солоухин, 1998).

Керенский ошибается, когда говорит о собственных взглядах. Собственных взглядов у большинства людей нет и быть не может. Профессора, которых он находил, излагали, в погоне за популярностью, модные взгляды.

Информация, полученная в семье, приходит в конфликт с информацией, полученной из внешних источников.

Возникает необходимость упорядочения, которое может быть выполнено многими способами. В малых молодежных группах вырабатывается некое общее упорядочение. Новые мнения в них не формируются, но оригинальные мнения отбрасываются, и вырабатывается некоторое унифицированное, модное, общее мнение[5].

Постнатальный онтогенез в ХХ в. претерпел глубокие нарушения. Эти нарушения никак нельзя считать прогрессивными, исходя из их результатов. Произошли они стихийно. Правительства Российской Империи, СССР и современной России не просчитывали отдаленных последствий своих действий, так же, кстати, как и правительства других стран. Тоже и еще в большей степени относится и к обществу и к его учителям- публицистам. «Слепые поводыри слепых» сказано в Божественном Откровении.

[1] В настоящее время институт свах (вероятно, одновременно и сводней) восстанавливается

[2] Возможно, детям не дают доиграть, а игра имеет огромное значение в формировании личности.

[3] Нам кажется, что сейчас русским родителям, если они хотят иметь жизнеспособных детей, следует воспитывать детей возможно дольше дома, а если такой возможности нет, посылать их в православные школы с раздельным обучением (мальчики и девочки, предоставленные себе, играют обычно раздельно) и у девочек в смешанных школах развивается неуверенность в себе. Имея превосходство в развитии, они вынуждены поджидать мальчиков (Попова, 2001).

Воспитание дома должно вестись в духе Православия. Детям нужно читать Евангелие, водить их в церковь причащаться, учить молиться, отвечать им на их вопросы так, как учит религия, а не доктор Спок. Имеются в виду хорошие семьи; есть, конечно, и такие, в которых воспитание хуже школьного. Родители в таких семьях, стараясь избавиться от детей, посылают их в школу возможно раньше.

[4] Удлинение периода детства (беспомощности) совпадает с направлением эволюции человека, но в ХХ в. государство искусственно увеличило его, чуть ли не вдвое, что, конечно, не могло не сказаться на жизнеспособности человека.

[5] Родители обычно хотят добра своим детям и пытаются противостоять внешним влияниям. Мы здесь не имеем опыта, на который могли бы сослаться, и высказываем только свои предположения. Вероятно, родители должны попытаться руководить согласованием внешней информации с истинами религии. Главы русской православной церкви и католического мира говорят о совместимости разума и веры. Ниже мы пытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее.



Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации

ekologiyastati.ru@gmail.com