Примеры изменения мнений.

Общественное мнение иногда меняется очень быстро.

Стремительно меняется мода. Даже существенные изменения в одежде (например, переход к коротким юбкам) распространяются на цивилизованный мир обычно в течение года. В традиционных обществах происходит буквально то же самое (Мид, 1983)[1].

Радиоинсценировка ”Борьбы миров” Г. Уэллса вызвала мгновенную панику.

Весной 1965 г. в одном из североамериканских колледжей только несколько девушек имели проткнутые уши, осенью - 30%.

Через пять лет после первого выпуска кукол «Барби» было продано уже пять миллионов штук (Hoffman a., Bailey, 1994).

Пугачев (2003) пишет, что публикация «Страданий молодого Вертера» вызвало волну самоубийств.

После публикации романа Чернышевского «Что делать?», где описана работа швейной мастерской, организованной по принципу коммуны, десятки девушек пытались организовывать подобные предприятия[2].

Выступление по телевизору больного раком легких популярного артиста с проповедью воздержания от курения привело к резкому уменьшению числа курящих в США.

Наконец, специальное исследование мнения об идеальном числе детей показало, что оно тесно связано с публикацией статей по проблемам населения в газете "New York Times" (Антонов и Медков, 1987).

Гораздо устойчивее системы ценностей и запретов. Христианству, для того чтобы распространиться в античном мире, потребовалось несколько веков (три века, если считать за момент завершения распространения эдикт Константина и Лициния от 313 г., причем в это время христиане составляли около трети в обеих империях).

После появления на Руси первых христиан прошло столетие до крещения киевлян Святым Владимиром и несколько столетий до принятия христианства страной в целом. Мнения, касающиеся смысла брака, менялись следующим образом (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Взгляды на семейные отношения в России.

 

Время

Культурные изменения

XVI - XVII века.

Коллман, основываясь на переписке Василия III, находящегося у власти с 1500 по 1533, Михаила Федоровича - (1613 - 1645) и Алексея Михайловича - (1645-1676) с членами их семей, полагает, что брак, в восприятии того времени, понимался скорее в терминах уважения и сотрудничества; целью семейного союза являлось стабильное воспроизводство важных символических (репутация) и материальных ресурсов, прежде всего - жизни (Коллман, 2002).

«От XVII века до нас дошло немало писем, написанных супругами, детьми или родителями, которые вынуждены были жить далеко друг от друга. В них слышна настоящая нежность, уважение и любовь, забота, трепетное и почтительное отношение друг к другу». (Корогодина, 2003).

XVIII

век.

Под влиянием художественной, прежде всего французской, литературы и примера царствующего дома на смену идее продолжения рода приходит культ любви. Эмоциональная близость супругов приобретает значение высшей ценности (Клементс и др., 2002). Изменения происходят в узком слое аристократии, не затрагивая широких слоев народа.

XIX век.

С середины века развертывается женская эмансипация. Герцен рассматривает неверность жен как протест против разврата мужчин. Идею равноправия супругов проводит Писарев и Чернышевский. Они рассматривали женщину во всем равной мужчине. Чернышевский признает право женщины на свободную любовь. Нечаев в работе «Катехизис революционера» вообще отрицает семью и брак. С биологической, научной точки зрения - это абсурдно, но с точки зрения эгоистов - убедительно.

 

Русская женщина появилась в Санкт-Петербургском университете осенью 1860 г. Ректор Петербургского университета в 1860 году разрешил женщинам посещать лекции юридического, большинство лекций естественного и историко-филологического факультетов. Появились женские организации.

XX

С 1918 года при парткомах заработали женотделы. На смену женским рабочим клубам конца XIX - начала XX веков пришли женские делегатские собрания, союзы солдатских жен, объединения жен архитекторов и представителей других  профессий, женские школы ликвидации неграмотности. В 30-е годы женский вопрос был провозглашен решенным,  ведущее значение приобрели производственные функции женщин. Развод стал нормой жизни.

К концу 80-х годов в СМИ все больше распространяется позиция отождествления женщины только с телом и сексом. Роль жены и матери постепенно превращается в роль любовницы или проститутки.

Сейчас на свободном рынке спрос на женский труд в производстве падает, но проституция процветает и хорошо оплачивается.

Современная цивилизация характеризуется чрезвычайной нравственной распущенностью и жестким контролем числа детей на уровне недостаточном для воспроизводства, государственной помощью матерям-одиночкам, терпимостью к разврату всех видов.

ХХI

Последствия сексуальной революции попадают в поле зрения демографии. Вымирание народа вяло обсуждается в публицистике, и не волнует власть. Брак часто признается отжившим институтом.

Дружинин (1996) пишет, что в современных русских анекдотах, посвященным семейным отношениям, слово «любовь» не встречается. Нам кажется, что это слово исчезает и из беллетристики.

Сольберг и Сольберг (1982) подчеркивают ламаркистский характер культурной эволюции и ее высокую скорость. Глобализация приводит к подавлению группового отбора культурных образцов.

[1] Идея прогресса эволюции глубоко вошла в наше сознание. Шафаревич напомнил нам, что так было не всегда. Пример с длиной юбок представляет большую ценность в том отношении, что он, очевидно, циклический. Множество возможностей ограничено. Способ производства и технический прогресс может влиять только на материал, из которого сделана юбочка (листья, ситец, капрон и т.п.).

[2] Безуспешно.



Похожие статьи:

Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации

ekologiyastati.ru@gmail.com