Радио Телевизор.

Кинотеатр и радио играли значительную роль[1], но сейчас вытеснены телевизором.

В США в 1946 0,5% домохозяйств имели телевизор, в 1954 – 55,7%, в 1962 – 90%. В России и социалистических европейских странах телевидение появилось с незначительным отставанием и до конца ХХ в. пропагандировало альтруистические ценности. Сейчас, в условиях рынка, телевидение - рупор эгоизма.

Вряд ли кто-либо сомневается, что сегодня телевизор дает нам, с одной стороны, самую низкокачественную информацию, с другой стороны, самую запоминаемую и действенную информацию.

«Все телепрограммы, включая вечерние новости, должны стремиться к получению прибыли, а эта цель трансформируется в обеспечение аудитории и достижение рейтингов, способных привлечь рекламные доллары. А что побуждает людей смотреть новости? Исследование того, почему люди смотрят новости, подвело к выводу, что большинство зрителей желают, чтобы их забавляли и отвлекали; желание получить информацию является второстепенным мотивом просмотра телепрограмм» (Аронсон и Пратканис, 2003).

Дмитрий Дибров говорит: «Я всего лишь потешаю своего зрителя - обыкновенного простого человека». Главная задача, чтобы твой зритель не переключил канал. А. Гордон пишет: «По статистике наибольшая часть зрителей  программ - женщины среднего возраста, как правило, служащие с высшим образованием. Я понимаю, что  может привлекать их в этой программе: повышение самооценки. Всякий раз, когда она понимает, о чем идет речь, она горда собой; всякий раз, когда она не понимает - она не довольна нами» (Сергеев, 2002).

Телевидение постепенно вытесняет все другие источники информации. В США в 1959 г. 29% населения верили телевидению больше чем журналам, газетам и радио; в 1988 г. - 49%. В 1991 году среди малообразованных слоев населения телевизор был основным источником информации для 70% населения.

К тому моменту, когда типичный американский ребенок заканчивает среднюю школу, он проводит больше времени перед телевизором (17 тысяч часов), чем в классной комнате (11 тысяч часов). В год среднестатистический американец смотрит телевизор 1550 часов (Пратканис и Аронсон, 2003), средний русский -  немногим меньше.

«В одном из исследований, проведенном в университете штата Небраска, было опрошено 15 000 детей, которым задавался вопрос: что для них желанней - отец или телевизор? И половина из ответивших на него детей предпочли телевизор. Другой пример: совсем недавно пятнадцатилетний подросток совершил самоубийство, оставив после себя предсмертную записку, в которой обвинил в своей смерти того, кто отменил показ его любимого телесериала. И наконец, еще один подросток лишил себя жизни после того, как отец выкинул из дома его телевизор» (Аронсон, 1998).

Исследования показывают, что зрители склонны отождествлять события, происходящие на экране, с реальной жизнью и как бы приобретают фальшивый жизненный опыт. Средний ребенок успевает увидеть к 16 годам 18 000 убийств по телевидению. Показано, что дети, смотревшие фильмы, где агрессивное поведение вознаграждалось, проявляли ненормально агрессивное поведение (Bandura, 1977).

Телевидение изображает женщину в основном как объект удовлетворения половых потребностей, создает идеал женского тела[2], способствующий развитию анорексии и булимии (Крайг, 2001). Заболеваемость  анорексией возросла в 10 раз в последние 20 лет.

Женщина, в результате деятельности гуманитарной интеллигенции, перестала восприниматься как жена и мать. Сейчас это не более как средство вызвать оргазм.

Большинство современных детей много времени проводят перед телевизором и в результате теряют способность к текстовому мышлению.

Сексуальная революция произошла одновременно с распространением телевидения и раньше в тех странах, где оно было свободно от цензуры. Есть основания полагать, что телевидение развращает и стерилизует народ.

Некоторые спорные моменты, в «идеалистической» теории заслуживают рассмотрения в свете накопленных фактов.

Мы в принципе согласны с направлением, которое выше обозначено как «идеалистическое» и которое ищет причины падения рождаемости в духовной сфере. Маловероятно, что женская эмансипация и «матриархат» играют большую роль. Мужья и жены согласно принимают решения о детоубийстве. Во взглядах на размер семьи между ними царит удивительное согласие. Хотя действительно, по закону отец не может защитить своего ребенка от жены, решившийся на аборт, но нежелание иметь детей приводится как причина разводов только в 5% случаев.

Таблица 4.15

Основные причины разрыва браков

Причины

%

Отсутствие общих взглядов и интересов

33,9

Несоответствие характеров

28,2

Нарушение супружеской верности

24,4

Отсутствие любви

23,5

Легкомысленные отношения к супружеским обязанностям

23,3

Плохие отношения с родителями

22

Пьянство

21,5

Побои

16,6

Отсутствие нормальных жилищных условий

14,4

Половая неудовлетворенность

6,0

Невозможность иметь детей

5,4

Нежелание иметь детей

5,0

Болезнь

3,7

Нам представляется, что термин «потребность в детях» неудачный. Поскольку на одного рожденного ребенка приходится два убитых, скорее можно говорить о потребности в детоубийстве. Антонов и Медков подчеркивают зыбкость потребности в детях, как потребности высшего порядка. В то же время другие исследователи считают, что потребность в детях вытесняется потребностями высшего порядка. Определения «высшие» и «низшие» несут оценочную нагрузку и лучше обойтись без них. Мы согласны с Антоновым и Медковым, когда они утверждают: «Многодетное и особенно среднедетное поведение оказывается более проблемным и менее рутинным, чем малодетное. Установление этого факта, далеко не очевидного (о чем говорит хотя бы распространенность и стойкость мифа о нерациональности, несвободности многодетности, мифа, которому поклоняются не только "обыватели", так называемые "простые люди", но многие демографы)», но не согласны с ними, когда они, будучи скованы табу наукообразия, пишут: «…типы семейного поведения подчиняются действию социальных законов, детерминируются социально-экономически». Кстати, свобода и детерминированность - несовместимые понятия.

Все «идеалистические» теории определения рождаемости широко оперируют понятиями социализации общества, общественного мнения, социокультурных норм и т.п[3].. Мы потратили много усилий доказывая, что к популяции и экосистеме принцип оптимальности применять не стоит, так как эволюционирует геном, а не генофонд.

В значительной мере это справедливо и в отношении общества. Эволюционирует личная и семейная культура, опираясь на Божественное Откровение. Человек действует в соответствии со своими убеждениями. Эти убеждения являются результатом обработки разнородной информации, полученной из различных источников, и, тем самым, приспосабливаются к изменяющейся среде. Общество обозначает в этом контексте что-то вроде жизненной системы. Для того чтобы разобраться в динамике численности человека, этого общего понятия недостаточно. Нужно оперировать с отдельными факторами, отдельными источниками информации.

Цивилизованный человек не хочет рожать и воспитывать детей. И произошло это не по тому, что у человека появились потребности высшего порядка.

Нам кажется, что доказано, или почти доказано на основе одномоментных исследований, что современное катастрофическое падение рождаемости не вызвано непосредственно изменением материальных условий жизни. Хотя, рассматривая жизненную систему, мы показали, что для подобных выводов нужны богатые данные и специальный анализ, основанный на рассмотрении гибких приспособлений, - все же можно полагать, что только прогресс в области технологи прерывания пренатального онтогенеза может иметь существенное значение.

Более или менее очевидно, что падение рождаемости в цивилизованном мире определяется сменой ценностей. Реньяр (2004) еще в конце XIX в. определил как умственную болезнь рост эгоизма[4] и сделал удачное предсказание будущего, в частности, революций, войн и разрушения института семьи. Мы так же полагаем, что равновесие между альтруизмом и эгоизмом сместилось в сторону эгоизма, и именно это вызвало сексуальную революцию[5]. Основной аргумент, на котором основывается выдвинутое положение, - это сравнение успешно размножающейся любой, кроме человека, жизни на планете с цивилизованным человеком. Ниже мы стараемся дополнительно обосновать это положение.

Нормальные дети вырастают в нормальных семьях. Информация, которую получает цивилизованный человек, не способствует вступлению в брак и деторождению. Модны внебрачные и не связанные с рождением детей отношения. В большинстве семей имеется только один ребенок. С биологической точки зрения, моногамия имеет существенные преимущества. Человек к ней приспособлен, и следуя моде, даже с эгоистической точки зрения, проигрывает. Действительно, 35% женатых мужчин и 41,5% замужних женщин характеризуют себя как счастливых. Счастливых среди одиноких соответственно 18,5 и 25,5%; среди разведенных - 18,5 и 15,5% (Argyle,  1992). Только четверти разведенных женщин и половине разведенных мужчин удается вступить во второй брак (Антонов и Медков, 1987). Возможно, что брачная жизнь в прошлом приносила значительно большее удовлетворение, поскольку эгоизм плохо совмещается с семейным счастьем.

Хорошая семья необходима для нормального развития детей. В семье воспроизводятся отношения, имевшие место в семьях родителей. Дети обучаются супружеским ролям, отождествляя себя с родителем того же пола, и выбирают в будущем супруга (или супругу), соответствующего образу родителя противоположного пола. Вероятность гармоничного союза между супругами увеличивается, если семьи, из которых они происходят, схожи. Более того, имеет значение положение среди братьев и сестер. Наиболее успешны брачные союзы, воспроизводящие положение в структуре родительской семьи, например, брата, имевшего младшую сестру, с женщиной, имевшей старшего брата.[6] Наихудшие перспективы у супругов, происходящих из однодетных семей. Если их семья сохраняется, то возникают трудности с воспитанием детей (Дружинин, 1996). Среди детей, переживших «войну» в семье, неврозы наблюдались у 20%. Больше половины эвакуированных (без родителей) детей страдали неврозами.

Конечно, в новое время в сознание людей происходили и иные изменения. Следует отметить исчезновение родового сознания. На политической сцене, начиная с XIX века, действуют индивидуалисты одиночки. До этого действовали Шуйские, Бельские, Орловы. Сейчас большинство населения не знает значение слов, обозначающих близкое свойствo. Это возможно так же сыграло некоторую роль в падение рождаемости.

Пока можно с уверенностью утверждать, что люди отказываются от детей не потому, что не могут их рожать и воспитывать, а потому что предпочитают заниматься сексом, напиваться, париться в банях и смотреть телевизор. Почему это произошло - до конца не ясно.

[1] Перед второй отечественной войной СССР имел крупнейшую в мире сеть проводного радиовещания

[2] Это ложный идеал в том смысле, что женщина с подобной фигурой часто не способна родить детей. Эволюция, как известно, шла в направлении расширения таза.

[3] Не нравится нам также понятие самоактуализация, поскольку в русском языке есть слово самосовершенствование.

[4] Эгоизм и альтруизм - научные понятия. В первом случае поведение направлено на личную пользу, во втором - на чужую. Альтруизм может порождаться различными причинами, в том числе расчетом.

[5] Сексуальная революция привела к тому, что женщина из жены и матери превратилась в сексуального партнера; в последнее время иногда используется как инкубатор для выращивания чужих детей. Выйти замуж стало трудно, поскольку мужчинам это, в общем, ни к чему. Они даром получают все, что им нужно. Женская роль, ориентирована не на детей и мужа, а на любовника и самостоятельное добывание средств к жизни. Даже один ребенок становится непосильной нагрузкой. Работать, удерживать любовника, и воспитывать детей - это непосильный труд. Одинокая мать попадает в ненормальную зависимость от родительской семьи, и не становится взрослой. Эгоисты любовники не в состоянии вынести друг друга долго, не говоря уж о свекровях, свекрах и тещах и тестях. Создать семью эгоистам трудно.

[6] Это означает, что дети из многодетных семей имеют преимущество, обусловленное их поведенческим разнообразием. В биологии разнокачественность потомства часто обеспечивается специальными механизмами, например, диапаузой.



Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации

ekologiyastati.ru@gmail.com