Система ценностей и запретов.

Ценности и запреты составляют часть, причем наиболее существенную, нашего сознания. Запреты - это отрицательные ценности и мы о них для краткости не будем далее говорить. Ценность представляется индивиду несомненной, очевидной и безусловной (Мендра, 2000). Н.О.Лосский (1994) определял ценности как «нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события», а также как главная, побудительная сила обществ.

Розов (1998) под ценностями понимает предельные нормативные основания актов сознания и поведения разумных существ.

Иерархически организованная система ценностей в различных цивилизациях, группах и личностях может значительно изменяться, сохраняя некоторые инварианты, которые можно указать[1]. Она должна доставлять максимум коэффициенту размножения своих носителей, и порождаемое ею поведение должно быть эволюционно устойчивым (Smith, 1982). Система ценностей непрерывно бомбардируется мнениями, фабрикуемыми еретиками, сектантами, диссидентами, гуманитарной интеллигенцией, творческими личностями, феминистками, гомосексуалистами. Эти мнения распространяются вне зависимости от влияния на коэффициент размножения. Они могут быть ложными или истинными, полезными или вредными, но обязательно убедительными. Если творцы мнений разделяют общую для народа систему ценностей, фабрикуемые мнения согласованы с этой системой и не опасны. Грозят разрушением существующей системы ценностей мнения меньшинства, малого народа, разделяющего свои специфические ценности и навязывающего их большому народу, поэтому здоровое общество борется с новыми мнениями этого рода, но иногда безуспешно. Можно высказать гипотезу, что именно процессы такого рода лежат в основе цикличности, отмечаемой историками (Полибий, Сыма Цинь, Макиавелли, Шпенглер, Тойнби, Леонтьев, Гумилев, Яковец и, в последнее время, Турчин) (Turchin, 2003).

На более или менее хорошо известном нам отрезке европейской истории мы видим, как система ценностей античного политеизма, доставившая расцвет греческой и римской культуре, постепенно теряет авторитет. Нравственность разлагается, и эти народы исчезают с арены истории. Падение античной цивилизации имеет много общего с положением сложившимся в цивилизованном мире в настоящее время. И там и здесь в момент кризиса имело место развитие финансовой сферы, повышение роли ростовщического (банковского) капитала при сокращении реального производства. И там и здесь кризис некоторое время развивался на фоне роста военного могущества и бурного развития образования, искусства, науки. И там и здесь стремительно росли государственные расходы на армию и социальную поддержку паразитических и безработных слоев населения. И там и здесь наблюдался идейный разброд, потеря авторитета господствующей религии, появление множества культов иноземного происхождения и развитие индивидуалистической философии (Уэллс 2004). Можно добавить сюда бурное развитие профессионального спорта. Повышение интереса к телу и личному физическому и психическому здоровью, разврат, детоубийства и катастрофическое падения рождаемости. Если философия в начале стремится найти смысл жизни, то в конце периода поиски направлены на средства поддержания психического или даже физического здоровья. Античная цивилизация разрушилась.

В Западной Европе сложилась новая христианская система ценностей. Эта система ценностей начала разрушаться в XV в. Сначала гуманистические ценности были приняты высшими сословиями, но по прошествии пяти веков распространились на все классы и приобрели статус государственных идеологий.

П.А.Флоренский говорит о смене, так называемого, «средневекового» («ночного») типа культуры «возрожденческим» («дневным») типом, в основе которых в первом случае лежит религиозный культ Бога, а во втором – культ человека. При этом первый тип характеризуется такими сущностными чертами как целостность, органичность, соборность и динамизм, а второй – индивидуализмом, раздробленностью, духовной пассивностью и статичностью (Флоренский, 2000).

А.Ф.Лосев (1982) приводит много примеров глубокой аморальности титанов возрождения, их титанического эгоизма, жестокости и развращенности.

Гуманистический индивидуализм убежден в высоком достоинстве человеческой личности, в неотъемлемом праве развивать свои способности и удовлетворять потребности. Возрастает ценность образования. Обязанности отодвигаются на второй план[2].

Христианская система ценностей, выдвигающая на первое место обязанности перед Богом и ближним, разрушается медленно. Первые гуманисты выступают против авторитета католической церкви, полностью принимая ценности Божественного откровения. В наше время идеолог рынка Хаек заявляет: «…любить ближнего не обязательно».

В качестве особенности современного положения нужно отметить наличие мощной науки, которая, возможно, может найти способ позволяющий избежать гибели цивилизации.

Как уже говорилось, авторы настоящей работы думают, что причина снижения рождаемости заключается в нарушении постнатального онтогенеза вызвавшего атеизм и рост эгоизма. Рост эгоизма вызван потерей веры в альтруистические ценности Евангелия. Эта точка зрения опирается на увеличение безнравственности во всех областях жизни. Приведенные выше объяснительные схемы с грехом пополам объясняют отказ от деторождения, но никак не могут объяснить рост всех видов преступности, в том числе и детской, распад семьи, широкое распространение половых извращений, усиление пьянства и наркомании[3], фиксируемые статистикой в последние полтора века[4] (Семевский, 2004).

Кроме того, в цивилизованном обществе идут процессы, которые не отслеживаются статистикой, но кажутся очевидными. Это рост отчужденности между людьми, рост жестокости всех видов, исчезновение патриотизма и совести[5]. Не могут они объяснить также одновременный отказ от всех обязанностей. Современные люди не только не желают родить и воспитывать детей, но также отказываются заботиться о родителях и уклоняются от службы в армии.

Начиная с Маркса, изменения сознания рассматриваются как следствие изменения в способе производства. Уайт, например, пишет: «Для наших целей мы выделим три подсистемы культуры: технологическую, социальную и идеологическую. Главную роль играет технологическая система. И это вполне соответствует нашим ожиданиям. По-другому быть не может… Социальная система — функция технологической системы» (White, 1949). С биологической и православной точки зрения это неверно[6]. Инстинкты и ценности первичны и, как правило, не зависимы от внешней среды. Исключения из этого положения связаны с изменениями постнатального онтогенеза, то есть с изменениями информационных потоков в короткий период после рождения - обезьяны и крысы, воспитанные без матери, не способны к репродукции (Harlow a. Harlow, 1959; Fraukova and Blatuikova, 1979). Птенцы, не видящие родителей в период запечатления (импринтинга), обречены на гибель. Птенцы многих видов птиц выбирают в качестве брачного партнера особей сходных с приемными родителями, например, амадины, выращенные другим видом, впоследствии стремятся спариваться с особями этого, а не своего вида. Певчие птицы должны слышать песню своего вида, для того чтобы ее воспроизвести. Воспитанные волками дети не осваивают прямохождения и ведут себя, как волки[7]. Воспитанные в изоляции дети не способны нормально двигаться, слышать и видеть (Berelson, Steiner, 1964). Дети выросшие в одиночестве, как правило, не способны впоследствии стать полноценными людьми (Волков, 2003). В то же время глухонемые дети в хорошей семье развиваются нормально (Панов, 1983).

Привязанность матерей к детям в течение двух первых лет была существенно выше, если они находились вместе первые три дня (Klaus a. Kennell. 1976) или даже час (Carlson et all, 1978). Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они сразу привязывались к ребенку и имели лучшие отношение к женам по сравнению с контрольной группой (Greenberg a. Morris, 1974).

Для нормального развития ребенка, прежде всего, необходим эмоциональный контакт с матерью. Смена лиц, заботящихся о ребенке, отсутствие эмоциональных контактов в течение 5-6 месяцев приводит к необратимым изменениям, проявляющимся во взрослом возрасте и характеризующимся затруднениями в общении, недоверчивостью, неспособностью к сотрудничеству (Обуховский, 1972). Дети, воспитанные в первые три года вне семьи, как правило, отстают в умственном развитии, не способны к общению, не способны соблюдать правила, лишены способности ощущать вину (Berelson and Steiner, 1964). Дети, воспитанные вне семьи, обнаруживают глубокие личностные отклонения, не способны к эмоциональному контакту, агрессивны (Goldfarb, 1945; Bowlby, 1960). Если впоследствии им удается создать семью, то они не способны воспитать нормальных детей (Rosen, 1978). Брутман с соавт. (Brutman et all, 2002) показал, что молодые матери с отклоняющимся от нормы поведением, например, оставляющие новорожденных, были в детстве отвергнуты своими матерями. Кастер (Coster, 1972) выяснил, что необходимы также контакты со сверстниками. Среди родителей, плохо обращающихся с детьми, 85% испытывали такое же обращение в раннем детстве (Helfer, 1982). В неполных и малых семьях вырастают не вполне нормальные дети, которые впоследствии испытывают трудности с созданием своей семьи (Крайг, 2002). Спок (1990) пишет, что мы стремимся воспитывать своих детей так же, как воспитывали нас. В детстве формируются установки, вырабатывается способность к эмоциональному общению, заучиваются родительские роли и образуется «Я - концепция». Все эти образования обладают высокой степенью устойчивости. «Однажды сложившаяся установка имеет свойство самоукрепления (Sherif, Cantril; 1947)». «Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека» (Бернс, 1986).

В больших, сложных семьях дети имеют более высокую самооценку (Ziller, Long, Remama, Reddy; 1968), а высокая самооценка способствует деторождению. Единственные дети тоже часто имеют высокую самооценку, но обычно они слишком эгоистичны, для того чтобы создать семью.

Психологическое исследование алорцев - население острова в юго-восточной Азии, - отличающееся особенно низкой степенью материнской заботы о детях, продемонстрировало отсутствие совести. В обществе господствуют напряженные отношения между людьми, царит атмосфера всеобщего недоверия, эмоциональное развитие заторможено и отмечено высокой тревожностью. В редких случаях, когда ребенок пользовался необычно высокой заботой со стороны отца, совесть появлялась.(Kardiner, 1945).

Считается, что от рождения до 3-х лет закладываются основы будущего характера и стремления к успехам; от одного до шести лет формируется самооценка и уровень притязаний, складываются личностные качества; с 6-7 до 11-12 лет происходит скрытое формирование мировоззрения и морали. После окончания школы многие личностные характеристики остаются неизменными[8] (Немов, 1995).

Как изменилась ценностная система человека?

Никонов (1979), мне кажется, коротко, грубо, но достаточно добросовестно излагает центральные моменты богословской антропологии. Фома Аквинский учил, что человек и мир подчиняются установленным Богом законам. Человек подчинен как естественному, так и сверхъестественному порядку бытия. В этом отношении его учение совпадает с православной антропологией. Православие понимает человека как одновременно принадлежащего природе и сверхприродному миру. С одной стороны, он - вещь в мире, с другой, - свободная причина. Человек един, однако, тело - внешний момент человека.

Нам представляется, что картина мира и вместе с ней система ценностей с возрождения и до наших дней меняется. Эти изменения вызваны перемещением авторитета от Божественного Откровения к опытной науке и к математике. Наука, в лице своих лучших представителей, заявляет, что она не компетентна в вопросах богословия и, в частности, в вопросе о ценностях; и богословие не претендует на компетентность в вопросах физики и химии.

Между «около научными» и «около церковными» кругами конкуренция имеет место. Смену ценностей можно проследить в области психологической антропологии, метафизической философии, публицистики и развлекательной литературы и школьной учебной литературы. Наше поверхностное знание этих областей позволяет отметить следующее. С Декарта (1596-1650) и появляется идея прогресса. Широкие слои народа значительно позже под влиянием, прежде всего, «трамваев, автомобилей…» также начинают считать, что старое хуже нового. Меняется язык. Вместо законов Бога в школах говорят о законах природы. Такие понятия как душа, совесть, дух, плоть, похоть, разврат, любовь исчезают из обращения. Вместо них появляются воля, проприум, ид, общественные нормы, либидо, секс, эго, суперэго, самореализация и т. п.. Человеку придаются божественные атрибуты, например, права, свобода, мудрость.

Приведем относящуюся к данному вопросу таблицу из докторской диссертации Захарова (2002).

[1] Некоторые авторы, например, И.Г. Кондратьева, придают системе ценностей человека внутренний динамизм, и иерархия ценностей субъекта у них зависит от своеобразия и глубины осмысления им системно и сложно организованного бытия. Нам кажется, что известный динамизм присущ аксиосфере культуры, но никак не обычной личности. Гуманитарная интеллигенция, «привилегированная группа Гольберга», пользуясь искусственными приемами расширения оперативной памяти (карандашом, бумагой и книгами, в частности), создает внешне связное, гармоничное, убедительное видение мира. Эта картина мира подвергается опытной проверке в череде поколений на группе принявшей ее и обычно быстро исчезает вместе с этой группой.

[2] Интересно, что такое высокое мнение о человеке совмещается с уверенностью, что человек - голая обезьяна.

Вопрос о том, произошел ли человек от обезьяны или обезьяна от человека, не имеет смысла с биологической точки зрения. Биология в некотором смысле ответила на вопрос, как Бог лепит человека из глины (химических элементов). Гоминиды разошлись с обезьянами, по крайней мере, 5 миллионов лет назад.

Гоминиды встали на две ноги 3 или даже 7 миллионов лет назад. Начали изготовлять каменные орудия 2,5 миллиона лет назад.

Всего 40 тысяч лет назад эволюция ускоряется (Уошберн, 1981).

Возникновение пропасти, отделяющей человека от животных, некоторые ученые связывают с появлением членораздельной речи (Панов, 1983). У человека гортань расположена существенно ниже по отношению к ротовой полости, чем у человекообразных обезьян. Это создает трудности в координации дыхания и глотания, но создает возможность издавать гласные звуки. Реконструкция артикулярного аппарата неандертальца, жившего приблизительно 35 тысяч лет назад, привела к выводу, что он мог производить некоторые гласные звуки, хотя и уступал в этой способности современному человеку. Мне кажется, что прежде языка должны были появиться представления, и поэтому человек возник в результате каких-то принципиальных изменений в управлении базой знаний (памятью), но это в данном случае несущественно. Не нужно также забывать, что все, что касается происхождения человека, - это гипотезы. Анимизм - древняя мысль. Сейчас считают предком обезьяну, а раньше считали медведя. Никаких далеко идущих выводов отсюда не следует.

[3] И пьянство и наркомания, - прежде всего, проявления эгоизма. Человек тратит значительную долю своих экономических и временных ресурсов на достижение эйфории, вместо того чтобы помочь другим: родителям, жене, детям.

[4] Слабость этой аргументации заключается в том, что она опирается не на критическое использование статистики за короткий период ее существования. Был ли человек XVI века нравственнее человека XVII века? Это вопрос для профессиональных историков. Ответ на него не так прост, как может показаться с первого взгляда. Как изменилась точность статистики в рассматриваемом периоде?

[5] Интересно, что современные люди часто способны общаться только с кошками и собаками, но не переносят себе подобных.

[6] Какая бы внешняя среда ни была, человек либо вымрет, либо перестроится таким образом, что математическое ожидание логарифма его коэффициента размножения будет максимальным.

[7] Волки, воспитанные людьми, также получаются не совсем нормальными.

[8] Нам кажется, что в высших учебных заведений достаточно часто меняются политические взгляды. У единиц существенные изменения картины мира происходят в зрелом возрасте. В американской психологи принято считать нормой развитие в течение всей жизни. Нам кажется нормой - деградация с возрастом по большинству параметров. Для простоты пренебрегаем изменениями.



Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации

ekologiyastati.ru@gmail.com