Сравнение этического строя коммунизма, православия и протестантизма.

Захаров (2002)

ЭПОХИ:

Информа-

ционная

Индустриальная

Традици-онная

ЭТИКА:

 

Коммунизм

Протест-антизм**

Правос-лавие и др. мировые религии

Элементы

Этики

 

Позитивные идеалы

Негатив-

ные

идеалы

 

 

Экзистен-циальный идеал

 

Преданность делу коммунизма, любовь к социалисти-ческой Родине

Неприми-

римость

к врагам коммуниз-

ма

Свобода личности

«Запре-

дельное царство»

Экзистен-циальные

идеальные

нормы

 

Дружба

народов.

Братская

солидарность  трудящихся

Нетерпи-

мость к

нацио-

нальной

и расовой неприязни

Права человека

Любовь к ближнему

Цель

Инструмен- тальной

Деятель-ности

Самоактуа-

лизация

Добросовест-

ный труд на  благо общест-

ва, забота об умножении общественного

достояния

Нетерпи-

мость к

наруше-

ниям

общест-

венных

интересов;

Самореа-лизация личности

 

Инструмен-тальные нормы

Бессис-

темный  комплекс норм, оставшийся от прошлых эпох

Коллективизм и товарищес-кая взаимо-

помощь;

гуманное отношение и

взаимное уважение

между людьми:

честность,

правдивость, нравственная чистота, простота, скромность в обществен-

ной и личной жизни.

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

Неприми-

римость к

несправед-

ливости, тунеядст-

ву, не-честности, карьериз-

му, стя-жательству

Иерархия (первых четырех) потребно-

стей по А.Маслоу

Система греха и добро-

детели

* Коммунистическая этика описана по «Моральному кодексу строителя коммунизма» (1961).

**Шафаревич (2006) правильно замечает, что протестантизм кальвинистского толка, о котором, видимо, говорит Захаров, ближе к иудаизму, чем к христианству. Тем самым выделение его из мировых религий не оправдано.

Мы отнюдь не единомышленники Захарова. Тем приятнее нам согласиться с тем, что в настоящее время мораль - это «бессистемный комплекс норм оставшийся от прошлых эпох». От себя добавим, что осталось мало. Опыт демократов и коммунистов одинаково показал, что человек не склонен учитывать общественные интересы. Еще меньше он склонен к законопослушности. Успешный опыт разрушения христианской системы ценностей показал, что на ее месте образуется пустота и порядок приходится поддерживать силой.

Можно было бы проследить изменения ценностной системы по изменению права.

Изменение права отстает на столетие, и даже больше, от развлекательной литературы и психологии, но зато может быть проанализировано гораздо точнее и объективнее. У нас нет сил на проведение этой работы, и мы ограничимся только несколькими замечаниями.

Ковалевский (1895) проанализировал семейное право за тысячелетие. У древних славян существовала семейная община, возглавлявшаяся домочином и домочицей, которым община давала ограниченную власть. C XIV века община менее централизована - это союз семей. Муж и жена связаны обоюдными правами и обязанностями. Муж заведует общим имуществом, но не распоряжается им. Приданое жены он не имеет права растратить. Вдове принадлежит седьмая часть общего состояния. Права родителей в отношении детей широки и равны у обоих супругов. Дети, по судебнику Алексея Михайловича, не имеют права жаловаться на родителей.

По церковным законам XVI-XVII веков жена и муж равно имели право на церковный развод.  Однако  в этот период разводы по инициативе жены не известны (Корогодина, 2003).

С XVIII века супруги экономически полностью равноправны. Закон более снисходителен к прелюбодейству мужа, чем жены. В случае установления вины жены, разрешается развод, дети остаются у отца. В течение всего рассматриваемого периода детоубийство на фазе эмбриона и младенца каралось смертью[1], но убийство детей старшего возраста наказывалось мягче, чем теперь. В XVIII в. родители имели право направлять детей в смирительные дома. Задачей семьи считалось развитие в детях нравственности и семья успешно справлялась с этой задачей.

Перед революцией две сотни статей семейного права поддерживают приблизительно прежний порядок.  Супруги обязаны жить вместе. Провозглашается обязанность мужа любить и содержать жену. Жена должна повиноваться мужу. Родители обладают значительной властью. В частности, требуется их согласие на вступление детей в брак. (Свод законов Российской империи, 1911).

В XX в. резко изменилось отношение к детоубийству. В Московской Руси, как и во всей Европе, детоубийство (аборт) карался смертью[2]. В конце XIX и в XX веках наказание смягчается, а затем и отменяется. При Ленине аборт разрешен, при Сталине запрещен, с Хрущева разрешен. Сейчас убийство в пренатальном периоде (первые четыре месяца) почти что поощряется, но зато без послаблений карается в постнатальном периоде. Изменилось отношение к разводу. Брак - есть особая форма договора. Государство препятствует, по мере возможности, одностороннему расторжению договоров, но в XX в. делает исключение для брака. Развод в подавляющем числе случаев нарушает интересы детей, но это нисколько не волнует законодателя. Известный в социологии факт устойчивости групп, состоящих из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов: увеличение детности ведет к уменьшению разводимости, однодетные структуры распадаются в два с половиной раза чаще двудетных и в 9 с половиной раз чаще трехдетных. Эти цифры определяются двумя обстоятельствами. Склонные к разводу родители не имеют много детей и их семьи легче распадаются по причине их малости.

Супружеская измена никак не преследуется. Жена получает существенные преимущества перед мужем в семейном праве. Исчезают последние остатки согласования с родителями решения о вступлении в брак. Родительская власть почти исчезает. Исчезают обязанности детей по отношению к родителям.

Право меняется и в других сферах. В рассматриваемом периоде права лиц по защите своей чести, жизни и имущества сокращаются. Законодатель все более снисходительно смотрит на убийство, грабеж, воровство и особенно мошенничество, мздоимство, казнокрадство. В XXI в. ростовщичество исключается из категории преступлений и превращается в добродетель. В последнее время у нас очень интересные изменения происходят в национальной сфере. Убийство русского часто карается в два раза мягче, чем иностранца. Современный гражданин России практически лишен возможности самозащиты, но если он достаточно богат, может содержать отряд хорошо вооруженных охранников и практически безнаказанно нанимать наемных убийц. Насколько я знаю из литературы, крепостной крестьянин имел право на оружие, мы не имеем. Сами законодатели пользуется высокой степенью безответственности.

Право в микроскопическом виде напоминает ДНК.

Рационально объяснить происходящие изменения в праве в последнее время трудно, но, в общем, их можно понять, если допустить исчезновение у современного человека совести.

Возникает впечатление, что правящее большинство совершенно чуждо национальным интересам.

Научный анализ развлекательной литературы, вероятно, выявил бы постепенное исчезновение из языка таких понятий как Бог, душа, любовь, милосердие, обязанность, нравственность, справедливость и т.п.

Социология дает интересный материал по изменению системы ценностей, причем этот материал содержится не столько в ответах, сколько в самих вопросах. Исследователь не допускает мысли, что для кого-то могут представлять ценность первые пять заповедей Моисеева закона - порядочность, чистая совесть или незапятнанная честь.

Ответы на вопрос, в чем люди видят счастье, или, иными словами, в чем их ценности, распределялись по Бетевой (1971) в России в середине XX в. следующим образом.

[1] До отмены смертной казни Елизаветой.

[2] В Уложении 1649 г. смерть без всякой пощады установлена за убийство внебрачного младенца. В то же время убийство детей родителями карается сравнительно мягко, по сравнению с обратным случаем. Беременным женщинам, приговоренным к смерти по судебнику Ивана Грозного, исполнение приговора откладывалось до истечения 6 месяцев после родов (Кошель, 1995).



Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации

ekologiyastati.ru@gmail.com