Условия личного счастья. (% положительных ответов)

 

Труд на пользу обществу

96

Труд для заработка

6

Хорошее здоровье

85

Любовь

68

Семья и дети

73

Возможность творчества:

 

   Рабочие

25

   Служащие

34

Возможность расширения знаний:

 

   Рабочие

70

   Служащие

40

   Интеллигенция

70

Возможность сделать карьеру

2

Власть над людьми

2

Уважение со стороны коллектива

70

Уважение части коллектива

40

Наличие друзей

70

Успех (в учении, труде, спорте, достижение общественного положения)

7

Высокая материальная обеспеченность

40

Я думаю, что данные Бетевой сильно идеалогизированы. В результате альтруистическая составляющая в системе ценностей несколько завышена. Сами ценности принижены.

Соколов (1986) пишет, что нравственные ценности советских людей располагаются в следующем порядке: интересная работа, семейное счастье, полезность деятельности для общества, общественное уважение, материальные блага. «Подавляющее большинство жизненных целей молодых людей соответствуют коммунистическим общественным идеалам».

В 1982 г. и снова в 1997 г. по единой методике (метод неоконченных предложений) под руководством В.Б. Ольшанского было произведено исследование ценностей и установок учащихся средних школ (6-ые – 10-ые классы). За этот период доля упоминаний моральных устремлений как главной жизненной проблемы сократилась в 6 раз; доля ориентирующихся на поступление в вузы и приобретение профессий в среднем сократилась с 18,8% в 1982 г. до 10,45% в 1997 г. Стремление к деньгам возросло в четыре раза. В полтора раза усилилась ориентация на себя и более чем вдвое ослабла ориентация на партнера. Вдвое возросло значение скрытности. В полтора раза увеличилась роль умения общаться. Вдвое меньше стала цениться компетентность (Волков, 2003).

В 2001 г. только 0,3% видят счастье в служении обществу и 0,2% - в служении идее (опрос Ромир).

Мы надеемся, что приведенные данные характеризуют идеально-культурную модель, а не подлинную ценностную систему.

Относительная важность различных обстоятельств для поддержания чувства удовлетворенности жизнью в США была оценена следующим образом (Argyle, 1992).

Семейная жизнь

0,41

Брак

0,36

Доходы

0,33

Жилищные условия

0,30

Работа

0,27

Дружба

0,26

Здоровье

0,22

Развлечения

0,21

Удовлетворенность обстоятельствами жизни возрастает с возрастом.

Таблица 5.4

Оценки важности жизненных ценностей респондентами 32 стран Европы, (%)

(Митрикас, 2004)

Ценности

Очень важно

Важно

Не важно, совсем не важно

Работа

58

32

10

Семья

84

13

3

Друзья

40

48

12

Свободное время

32

49

19

Политика

7

27

66

Религия

20

30

50

Таблица 5.5

Дифференциация молодежи различных возрастных групп по основным жизненным ценностям, % от числа опрошенных в половозрастных группах

(Кузьмин и Бадина, 2003)

Основные

жизненные ценности

(цели)

Возрастные группы, лет

Группы по полу

14—19

20—24

25—30

мужской

женский

Хорошая семья

64,7

70,4

67,1

65,8

69,2

Здоровье

44,2

53,0

50,0

48,0

51,2

Хорошие товарищи, друзья

41,1

28,3

21,0

31,5

27,5

Жизненный успех

28,6

29,6

22,8

23,4

29,9

Интересная работа

28,1

24,1

29,4

25,5

27,5

Высокое материальное

положение

22,3

22,5

23,2

24,0

21,3

Свобода и независимость

20,1

18,3

11,0

17,1

16,0

Дети

13,4

19,9

43,9

26,1

26,4

Успехи в бизнесе

12,0

11,2

5,3

13,8

6,2

Желание приносить

пользу людям

11,6

8,0

10,5

11,7

9,1

Личная безопасность

6,2

4,2

4,8

6,3

3,8

Почет и уважение

4,9

3,2

1,3

4,5

2,9

Содержательный досуг

1,8

2,9

1,8

3,6

2,2

Молодежная информационно-социологическая служба (МИСС), изучающая динамику ценностных ориентаций школьников России, наиболее приметной чертой, после перехода к рыночной экономике и демократии, считает резкий сдвиг в сторону индивидуализма. Если раньше в устройстве будущего дети в первую очередь рассчитывали на «блат», родителей, государство, то сейчас главный расчет – «на себя» (43% в 1991 г., 70% в 1993, 89% в 1996)[1]. Молодежь стала энергичнее и одновременно расчетливее и циничнее. Ценность образования растет, однако, доминирует ценность материального успеха. Только 4% опрошенных считают, что законы надо соблюдать, каждый шестидесятый согласен убить за большие деньги. Около трети старшеклассников заявили, что они никогда не будут ходить на выборы (Куранты, 1996)[2].

Мы не думаем, что приведенные данные удовлетворительно характеризуют системы ценностей.

Это, в лучшем случае, некоторый срез системы удаленный от вершины. На вершине расположены такие ценности как добро и зло, альтруизм и эгоизм. Кроме того, прямые вопросы вряд ли могут выявить систему ценностей, которой определяется поведение. Все же, это какая-то информация и она, по нашему мнению, свидетельствует о сдвиге в направлении эгоизма.

Мир мнений, в части не связанной с опытом, живет своей жизнью, слабо зависимой от материального мира. Между ценностями и информацией существует тесная связь. Авторитет (ценность) различных источников информации меняется во времени.

В ходе цикла культурно-исторического типа, который мы наблюдаем в Европе, авторитет церкви, начиная с возрождения, падал, а авторитет школы рос. Появилась идея прогресса. В результате происходили глубокие изменения или точнее разрушения вершины ценностной системы. Жизнь - как высшая ценность - уступила сначала свое место счастью, а затем деньгам («золотому тельцу»). Нам кажется, что в XX в. наступил перелом. Формально он отразился в философии жизни, экзистенциализме. Лучшим умам, интеллектуальной элите, стала понятна принципиальная разница между ценностной системой и наукой. Это не мешало тому, что в широких кругах населения, в том числе в правящей группе, авторитет древней мудрости продолжал падать, а авторитет разума - возрастать. Причем, возрастал авторитет не коллективного научного разума, а жалкого, собственного. В результате, поведение европейцев становилось все более разрушительным, что в свою очередь подготавливает будущие изменения широкого общественного сознания[3].

[1] Авторы настоящей работы сомневаются в этой информации.

[2] В США разврат достиг высшей точки в конце 70-х годов. Затем сообщается о некотором повышении морали (Крайг, 2002). У нас, видимо, все происходит с некоторым запаздыванием.

[3] Нам хочется думать, что Россия первая перешла критическую точку, что выразилось в катастрофическом для нее, но спасительном для человечества, отказе от гонки вооружений и возрождении православной церкви.



Нашли неточность, аошибку в тексте?

Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter и напишите вашу версию текста.
Спасибо.

Мы бесплатно разместим статьи, тексты, книги, публикации

ekologiyastati.ru@gmail.com